28 янв. 2008 г.

Любовь к богу отменяется?


Ну что это такое, ради всего святого! Еще неделю назад Artopsy с полной уверенностью писал о будущей выставке For The Love Of God - бриллиантового черепа Дэмиена Херста - в Эрмитаже в марте, и вот на тебе - выставка вычеркнута из выставочного плана, не будет ее. Единственный комментарий, который удалось получить от Эрмитажа - выставка "переносится", новые сроки неизвестны. Похоже, Эрмитаж никак не может решить, брать ему череп (все-таки Херст, не кто-нибудь) или не брать (все-таки не лучшая работа Херста, и организаторы ее показа не скрывают, что цель проката черепа по музеям прежде всего коммерческая: так сказать, предпродажная подготовка).
Не буду больше ничего об этом писать, ну их, темнил.

Марк Куинн эволюционирует


В лондонской White Cube - впечатляющий скульптурный проект Марка Куинна "Эволюция". Никогда еще увлеченность Куинна темой тела, жизни и прочей биологии не принимала настолько монументальные формы.

25 янв. 2008 г.

Две-е-е звезды-ы-ы, две светлых повести-и-и-и


Ой какая прелесть, на благотворительный аукцион Sotheby's Red, который Сотбис проведет в феврале, помимо прочего (а прочее - это звезды современной британской арт-сцены) выставлена вот эта дивная работа Бэнкси под названием Keep It Spotless. Keep It Spotless ("Избавься от пятен", примерно так) - это нефигуративная картина Дэмиена Херста (узнаваемый херстовский разноцветный горошек), которую Бэнкси присвоил (мне не удалось найти информацию, каким именно образом холст Херста попал в шаловливые ручки Бэнкси) и "исправил" по собственному разумению, нарисовав на узнаваемом хирстовском горошке не менее узнаваемую Banksy style уборщицу, которая приподнимает горошек, как занавеску, чтобы замести под него мусор. За занавеской обнаруживается голая кирпичная стена - то есть основное "место работы" самого Бэнкси.
Коллективное произведение "двух самых выдающихся самопромоутеров нашего времени" по эстимейту Сотбис стоит 250-350 тысяч $.
Бонус-трек: В "Нью-Йоркере" обширная статья о Бэнкси.

23 янв. 2008 г.

Из Хитроу с искусством


Компания British Airways – хозяйка лондонского аэропорта Хитроу, очередной (пятый) терминал которого откроется этой весной, обнародовала свои кураторские и экспозиционные планы. Да-да. У авиакомпании экспозиционные планы. Пятый терминал Хитроу будет битком набит искусством и новаторским дизайном (выбранные работы – из тех, что находятся точно на стыке того и другого), залы ожидания будут называться не залами ожидания, а "галереями", на формирование экспозиции был заключен контракт с арт-дилерской фирмой Artwise, будут работы в постоянной экспозиции, будут специально заложенные в конструкцию аэропорта стены и экраны, на которых будет демонстрироваться временная экспозиция из специально для аэропорта заказанных работ (надо полагать, в аэропорту будет штатная должность куратора), в общем, веселенький получится аэропорт, культурненький. Искусство в аэропортах, а тем более само желание аэроначальников иметь у себя искусство – отдельная большая и интересная тема, в ней как нигде лучше проявляются все без исключения культурные предпочтения и фобии истэблишмента, но как правило дело ограничивается заказом одной масштабной и довольно традиционной работы вроде стенописи или скульптуры; впервые аэропорт желает быть фактически полноценным музеем с небольшими побочными функциями: ну там, пассажиры, самолеты и прочая досадная суета.
Dezeen публикует эту новость вместе с пресс-релизом и описанием отобранных для нового терминала работ. Впрочем все то же самое выложила у себя и Artwise.

21 янв. 2008 г.

Прощай, молодость


Свет в окошке всего самого левого, самого непримиримого, самого радикального искусства в России - группа "Радек" - официально объявила о своем расформировании. Причина - разочарование в былых идеалах и в собственной деятельности.
Напоминаю, что группа была основана при непосредственной поддержке Анатолия Осмоловского в 1997 году. Ее участники - Максим Каракулов, Петр Быстров, Валерий Чтак, Алексей Булдаков, Александр Корнеев, Андрей Сергиенко и Павел Микитенко. На момент создания группы самому старшему из участников было 20 лет, и до самого конца группа нещадно эксплуатировала имидж "молодых бунтарей". Имидж, впрочем, складывался из абсолютно предсказуемых действий с расхожими антиглобалистскими, антикорпоративными и революционными символами, и сводился к созданию группой репутации "правильных" левых художников. Поэтому резюме будет простым и банальным: мальчики выросли.
ЖЖ-юзер sil_kin выкладывает репортаж с прощальной пресс-конференции "Радеков", там же можно посмотреть и послушать видео.

19 янв. 2008 г.

Топ всего попа


"Артхроника" составила и опубликовала, а сотрудники Игоря Маркина отсканировали и выложили в Сеть очередной Тор-50 самых влиятельных фигур в русском современном искусстве. Номером Один стал несгибаемый Андрей Ерофеев, куратор отдела современного искусства Государственной Третьяковской галереи, чье имя, увы, в ушедшем году снова было в центре очередного дурного и никому не нужного скандала. Профессионализм и принципиальность Ерофеева, разумеется, достойны всяческого уважения. За ним в Тор-5 - директор Московского Музея современного искусства Василий Церетели, куратор российского павильона на Венецианской биеннале, гран-дама современного искусства Ольга Свиблова, хозяйка XL-галереи Елена Селина и серый кардинал всего современного искусства России Иосиф Бакштейн. Отрадно, что первый в топе, да и большинство следующих - люди, чье главное достоинство - профессионализм и инициатива, а не интриганские способности и не толщина кошелька, которая становится все более и более ключевым моментом не только на арт-рынке, где ей самое место, но в искусстве как таковом. Впервые в топ включены художники (АЕС+Ф, Синие Носы, Олег Кулик), что, согласитесь, выглядит странно. Влиятельность художника - это не влиятельность галериста или куратора, она не "влияет" ни на что, кроме благосостояния самого художника, она не приводит к появлению ни новых инициатив, ни новых пространств для искусства. Ну да ладно, художники так художники.
Но вот пошлейшие фотомонтажные картинки с головой, например, Екатерины Деготь, приклеенной в Фотошопе к туловищу васнецовской птицы Сирина - вот это, я считаю, нельзя простить никогда, ни за что нельзя простить.

Ограбление несуществующей галереи


В Петербурге ограблена галерея Георгия Михайлова, пишут газеты и онлайновые СМИ. На самом деле галереи Михайлова не существует: галерея Михайлова на Литейном проспекте была закрыта за долги летом 2007 года, после чего коллекция хранилась в квартире самого Михайлова на Гороховой улице, откуда и были украдены несколько картин. Михайлов - владелец крупной и весьма разнородной по качеству коллекции российского неофициального искусства брежневской эпохи. Он из тех коллекционеров старой закалки, чьи коллекции не были куплены у галеристов и дилеров, а собирались непосредственно от художников и благодаря вращению коллекционера в их - тогда подпольном и почти семейном - кругу.
Похищенные работы - по сообщению Агентства Журналистских Расследований, несколько очень хороших композиций Евгения Рухина 1970-х, "Женский портрет" легенды московского нонконформистского искусства Анатолия Зверева (1977), "Отпевание" ленинградского живописца Владимира Овчинникова (1976) и по одному холсту Игоря Майорова и Юрия Жарких. Сам Михайлов утверждает, что знает имена похитителей и что те уже давно "пасли" его. Пропавшие картины он оценивает - а чего там мелочиться! - в $20 млн., ссылаясь на эстимейты Sotheby's (хотя тут же отмечает, что на аукцион похищенные работы он никогда не выставлял).
Цифра 20 000 000 немедленно вызывала у всех, кто хоть каким-то боком причастен к арт-рынку, волну снисходительных улыбок. Патетические заявления Михайлова и непрерывно "скачущее" число похищенного (первоначально было объявлено, что пропали 6 работ, потом 8, сейчас коллекционер говорит уже о 13...) добавляют всему делу оттенок фарса.
Я не эксперт по искусству 1970-х, но могу сказать две вещи. Во-первых, крали явно на заказ: похищенные работы - возможно, лучшие и наиболее ценные в обширной коллекции Михайлова. Во-вторых, ни о каких миллионах речи быть не может (хотя, конечно, почувствовать себя миллионером всегда приятно, пусть даже по такому прискорбному поводу). Artprice выдает эстимейт на холсты того же Рухина около $50 000; прочие авторы, за исключением разве что Анатолия Зверева, не дотянут и до этого. В России (а цены на русское искусство сегодня растит исключительно российский покупатель) не сформирован рынок искусства брежневской эпохи, не сформировано толком искусствоведение и вообще понимание тогдашнего искусства - как не сформировано в обществе понимание и отношение к этой исторической эпохе в целом. Продавать картины этого времени сейчас рано, как рано и говорить о ценах на них. Лучшее, что может сделать владелец таких работ - сохранить их и передать в полном составе следующему поколению, которое, возможно, уже придет к какому-то выводу относительно 1970-х и их культурного наследия. Хотя есть риск и остаться на бобах: вывод запросто может оказаться неутешительным.

17 янв. 2008 г.

Херст своими руками



Самую нашумевшую работу Дэмиена Херста - "For the Love of God", человеческий череп, усыпанный бриллиантами себестоимостью около 20 млн доларов (это самое дорогое по себестоимости произведение искусства в истории человечества) - покажут в Эрмитаже, предварительные даты выставки - с 28 марта по середину мая. Artopsy уже писал об этом.
А пока - Supertouch публикует подробный рассказ об изготовлении скандальной работы. Настолько подробный, что, руководствуясь им, любой желающий может сделать себе "Ради всего святого" дома на коленке.

15 янв. 2008 г.

Стамбул-2009 будет левым и социальным


Объявлен куратор следующей, 11-й Стамбульской биеннале, которая пройдет в сентябре 2009 года. Точнее, не куратор, а кураторы. Рулить Стамбулом-2009 назначена кураторская группа What, How and for Whom (WHW) из Загреба - слева направо Сабина Саболович, Наташа Илич, Ивет Черлин и Ана Девич. WHW - отголоски югославского культурного и интеллектуального взрыва начала 1990-х, сфера их интересов - искусство как инструмент исследования социальных и экономических процессов, мировоззрение - марксистское.
Впрочем, нет ни малейшего сомнения, что сколько бы четыре женщины ни объясняли про марксизм, общество, власть, экономику, левую идею и прочие интересующие их вещи, через полтора года только ленивый не будет упоенно, с лупой в руках и пеной у рта искать в Стамбульской биеннале-2009 какую нибудь идиотскую "специфику женского мировосприятия".
Кстати, Ану Девич российская художественная общественность знает по публикациям в "Художественном журнале", и сама Ана (и другие члены WHW) неплохо знакомы с российской сценой, прежде всего близкой им по интересам и позиции. Это позволяет уже сейчас делать прогнозы относительно участия в Стамбуле-2009 российских художников. Обнадеживает, что это участие наверняка будет, и скорее всего будет более обширным и качественным, чем практически незаметный российский вклад в 10-ю Стамбульскую биенале куратора Ху Ханру. Однако удручает, что список будущих участников можно предсказать уже сейчас с очень большой долей уверенности.

14 янв. 2008 г.

Масштабнее надо мыслить


Художник, как известно, самый настоящий бог, или по крайней мере таковым себя считает. Пока Эрик ван Эгераат творит сушу на воде, датская художественная звезда Олафур Элиассон творит воду посреди суши. Объявлен его грандиозный проект: весной этого года Элиассон инсталлирует в Нью-Йорке целую шеренгу водопадов. Самых настоящих, довольно высоких водопадов. На Ист-Ривер неподалеку от Бруклинского моста, которому будут ростом примерно до половины. Проект (непонятно, как его классифицировать - как инсталляцию? Как лэнд-арт?) откроется одновременно с двумя крупными выставками Элиассона в МоМА и P.S.1. Ничего настолько масштабного Нью-Йорк не видел со времен "Ворот" Кристо и Жан-Клод в Центральном парке. Действительно, представить - голова кругом идет.
Стоимость проекта оценивается в 9-11 милионов доларов. Финансирует его нью-йоркский Public Art Fund - он специализируется на крупных уличных проектах звезд, в его послужном списке - "Reversed Double Helix" Такеши Мураками и "Небесное зеркало" Аниша Капура.
Думается, со стороны фонда было бы роскошным благотворительным жестом после использования в Нью-Йорке подарить хотя бы один б/у водопад России. Им как раз можно было бы прикрыть, например, какого-нибудь церетелиевского Петра.

13 янв. 2008 г.

Все чудесатее и чудесатее


Снова сочинские искусственные острова. Как сообщил "Коммерсантъ", их планируется уже не один, а десять.
Такое планов громадье, в отличие от первоначального одного острова "Федерация", уже настораживает. Вдвойне настораживает то, что в кратком и сумбурном сообщении "Коммерсанта" упоминается, что строить острова будут некие неназванные "японские компании" (ранее в качестве застройщика была заявлена петербургская "М-Индустрия", которая еще в ноябре на своем сайте подтверждала, что намывать остров-утопию Эрика ван Эгераата будет именно она). В общем, в реализацию проекта верится все меньше, что неудивительно: слишком уж "в точку" бьет идея построить для власти и олигархоза отдельную Россию, со всех сторон окруженную водой, слишком в точку, чтобы стать правдой.

11 янв. 2008 г.

На манеже - всё те же


В петербургском ЦВЗ Манеж открылась очередная отчетная выставка "Петербург-2007", если кому интересно.
Пятнадцатый по счету "Петербург" ничем не отличается от четырнадцати своих предшественников: та же сборная солянка и так же несколько приличных работ тонут в общей салонной массе. Но отдельным пунктом хочется порекомендовать вставную экспозицию "Новая архитектура Петербурга". Это, я вам скажу, "Бухенвальдский набат" для питерской архитектуры и вообще для того, что мы обычно представляем себе, говоря о Петербурге. В "Новых" отметились все громкие проекты последних лет пяти – громкие благодаря поднятой ими волне бессильного протеста и архитекторов, и горожан. Весь стеклянно-бетонный кошмар, все позапрошлогодние моды из уцененного отдела мирового архитектурного супермаркета, во имя которых сносят под корень историческую застройку и лучшие здания ХХ века – все они здесь. Проект нового стадиона на Крестовском острове, ради которого пущен под нож чудесный, абсолютно древнегреческий стадион им. Кирова архитектора Никольского. Проекты нового международного терминала в Пулково, который встанет саркофагом над могилой изящного павильона сталинского зодчего Гегелло. Конгресс-Центр в Стрельне. Пластмассовые на вид "элитные" дома-коробки, торчащие, как вставные зубы, посреди классицистических ансамблей петербургского центра и сказочного ар-деко Петроградской Стороны. И, конечно, самое чудо из чудес: "Охта-Центр", он же Газоскрёб – четырехсотметровая тень над скорчившимся от ужаса крошкой-Смольным. "Охта-Центр" представлен не только окончательным проектом британского бюро RMJM, известным в народе как "Большая кукурузина", но и еще четырьмя проектами – соучастниками газпромовского конкурса. Если кто еще не в полном объеме осознал всю чудовищность того, что строят сейчас в Петербурге – просмотр экспозиции "Новая петербургская архитектура" будет очень кстати. Ну идеальная пятиминутка ненависти.

8 янв. 2008 г.

Овечное

Вы любите вечные темы? У меня к ним двойственное отношение. Одновременно люблю и не люблю, причем по одной и той же причине: от них никогда не ждешь ничего нового.
На Artreview.com - типичный образец хорошего "овечного" искусства: большое многоэкранное видео китайского художника Янь Жэнжоня "I Will Die" ("Я умру") из экспозиции в Арсенале на Венецианской Биеннале 2007 (c картинки ссылка на видео).

Все многочисленные персонажи произносят только одну фразу: "Я умру".
Кстати, найдите 10 отличий с российским павильоном той же биеннале, где все говорили "Я надеюсь". Они есть.

5 янв. 2008 г.

Artopsy в Живом Журнале

Внимание!
Желающие читать Artopsy в ЖЖ теперь могут добавить себе в "ленту друзей" нашу трансляцию:
http://syndicated.livejournal.com/artopsy/
(Для непонятливых - жмите на слово Add)

На страже порядка


Вообще граффити остаются ареной культурной борьбы, что невероятно и удивительно, притом что граффити – уже давно признанный, почтенный и употребимый про всякую коммерческую нужду вид культурной активности. Есть фестивали граффити и граффити-сообщества, есть курсы обучения граффити, graffiti artists считаются абсолютно полноценными художниками (успех Бэнкси говорит сам за себя), есть историки и исследователи граффити, которые выделяют в самом искусстве граффити классику и современность, разнообразные стили. Есть, разумеется, огромное присутствие graffiti pattern повсюду в любом, что высоком, что массовом дизайне – футболок, постельного и непостельного белья, мебели, обуви, светильников, оберток для шоколада и бог знает чего еще. И при таком всеобщем признании и всеупотребительности граффити, представьте себе, вот эти суровые мужчины на фотографии граффити-активность всячески преследуют и пресекают. Это специальный антивандальный отряд охранников нью-йоркского метро (все как один добры молодцы - бывшие полицейские). Отряд патрулирует вверенные ему километры подземных трасс в поисках вандалов с баллончиками аэрозольной краски. Это для вас они – герои альтернативной культуры и будущие Бэнкси, а для них – хулюганы и нарушители. Это прекрасно, правда. На этих мужиках в рабочих жилетах и с фонариками держатся последние остатки альтернативности и протестного пафоса искусства граффити.
Между тем технологически продвинутые товарищи умудряются и рыбку съесть, и... ну то есть они называют свои проекции "лазерным граффити". Световое шоу – и никаких следов наутро.