19 янв. 2008 г.

Ограбление несуществующей галереи


В Петербурге ограблена галерея Георгия Михайлова, пишут газеты и онлайновые СМИ. На самом деле галереи Михайлова не существует: галерея Михайлова на Литейном проспекте была закрыта за долги летом 2007 года, после чего коллекция хранилась в квартире самого Михайлова на Гороховой улице, откуда и были украдены несколько картин. Михайлов - владелец крупной и весьма разнородной по качеству коллекции российского неофициального искусства брежневской эпохи. Он из тех коллекционеров старой закалки, чьи коллекции не были куплены у галеристов и дилеров, а собирались непосредственно от художников и благодаря вращению коллекционера в их - тогда подпольном и почти семейном - кругу.
Похищенные работы - по сообщению Агентства Журналистских Расследований, несколько очень хороших композиций Евгения Рухина 1970-х, "Женский портрет" легенды московского нонконформистского искусства Анатолия Зверева (1977), "Отпевание" ленинградского живописца Владимира Овчинникова (1976) и по одному холсту Игоря Майорова и Юрия Жарких. Сам Михайлов утверждает, что знает имена похитителей и что те уже давно "пасли" его. Пропавшие картины он оценивает - а чего там мелочиться! - в $20 млн., ссылаясь на эстимейты Sotheby's (хотя тут же отмечает, что на аукцион похищенные работы он никогда не выставлял).
Цифра 20 000 000 немедленно вызывала у всех, кто хоть каким-то боком причастен к арт-рынку, волну снисходительных улыбок. Патетические заявления Михайлова и непрерывно "скачущее" число похищенного (первоначально было объявлено, что пропали 6 работ, потом 8, сейчас коллекционер говорит уже о 13...) добавляют всему делу оттенок фарса.
Я не эксперт по искусству 1970-х, но могу сказать две вещи. Во-первых, крали явно на заказ: похищенные работы - возможно, лучшие и наиболее ценные в обширной коллекции Михайлова. Во-вторых, ни о каких миллионах речи быть не может (хотя, конечно, почувствовать себя миллионером всегда приятно, пусть даже по такому прискорбному поводу). Artprice выдает эстимейт на холсты того же Рухина около $50 000; прочие авторы, за исключением разве что Анатолия Зверева, не дотянут и до этого. В России (а цены на русское искусство сегодня растит исключительно российский покупатель) не сформирован рынок искусства брежневской эпохи, не сформировано толком искусствоведение и вообще понимание тогдашнего искусства - как не сформировано в обществе понимание и отношение к этой исторической эпохе в целом. Продавать картины этого времени сейчас рано, как рано и говорить о ценах на них. Лучшее, что может сделать владелец таких работ - сохранить их и передать в полном составе следующему поколению, которое, возможно, уже придет к какому-то выводу относительно 1970-х и их культурного наследия. Хотя есть риск и остаться на бобах: вывод запросто может оказаться неутешительным.

3 комментария:

Анонимный комментирует...

Слушайте, Аня, а как на Ваш блог ссылаться?
"Петербургский критик Анна Матвеева пишет в своем блоге Artopsy" - это корректная формулировка?

Мне не прямо щас надо, но на всякий случай.

наблюдения комментирует...

Можно так. Можно просто "по сообщению/мнению Artopsy...". Я не настаиваю на упоминании имени, но и анонимничать считаю глупым.
Если упоминание в Сети, то главное - работающая гиперссылка на http://artopsy.blogsроt.com или на конкретную публикацию. Если на бумаге - упоминание Artopsy и по возможности электронный адрес, но такая возможность бывает не всегда.

Анонимный комментирует...

В вашей статье присутствует какая-то злорадная насмешка. А чем вам не угодил Михайлов? Лишними нулями на несуществующих ценниках с работ, украденных из несуществующей галереи? Он их, скорее всего, и продавать-то не собирался. Подобных Михайлову людей в России на сегодняшний день я больше не знаю. Владелец нескольких галерей и огромной коллекции, который, не смотря на все преследующие его беды, еще и продолжает поддерживать десятки художников (в том числе самых молодых).

Сергей Баловин.