
В Петербурге ограблена галерея Георгия Михайлова,
пишут газеты и онлайновые СМИ. На самом деле галереи Михайлова не существует: галерея Михайлова на Литейном проспекте была закрыта за долги летом 2007 года, после чего коллекция хранилась в квартире самого Михайлова на Гороховой улице, откуда и были украдены несколько картин. Михайлов - владелец крупной и весьма разнородной по качеству коллекции российского неофициального искусства брежневской эпохи. Он из тех коллекционеров старой закалки, чьи коллекции не были куплены у галеристов и дилеров, а собирались непосредственно от художников и благодаря вращению коллекционера в их - тогда подпольном и почти семейном - кругу.
Похищенные работы -
по сообщению Агентства Журналистских Расследований, несколько очень хороших композиций Евгения Рухина 1970-х, "Женский портрет" легенды московского нонконформистского искусства Анатолия Зверева (1977), "Отпевание" ленинградского живописца Владимира Овчинникова (1976) и по одному холсту Игоря Майорова и Юрия Жарких. Сам Михайлов
утверждает, что знает имена похитителей и что те уже давно "пасли" его. Пропавшие картины он оценивает - а чего там мелочиться! - в $20 млн., ссылаясь на эстимейты Sotheby's (хотя тут же отмечает, что на аукцион похищенные работы он никогда не выставлял).
Цифра 20 000 000 немедленно вызывала у всех, кто хоть каким-то боком причастен к арт-рынку, волну снисходительных улыбок. Патетические заявления Михайлова и непрерывно "скачущее" число похищенного (первоначально было объявлено, что пропали 6 работ, потом 8, сейчас коллекционер говорит уже о 13...) добавляют всему делу оттенок фарса.
Я не эксперт по искусству 1970-х, но могу сказать две вещи. Во-первых, крали явно на заказ: похищенные работы - возможно, лучшие и наиболее ценные в обширной коллекции Михайлова. Во-вторых, ни о каких миллионах речи быть не может (хотя, конечно, почувствовать себя миллионером всегда приятно, пусть даже по такому прискорбному поводу).
Artprice выдает
эстимейт на холсты того же Рухина около $50 000; прочие авторы, за исключением разве что Анатолия Зверева, не дотянут и до этого. В России (а цены на русское искусство сегодня растит исключительно российский покупатель) не сформирован рынок искусства брежневской эпохи, не сформировано толком искусствоведение и вообще понимание тогдашнего искусства - как не сформировано в обществе понимание и отношение к этой исторической эпохе в целом. Продавать картины этого времени сейчас рано, как рано и говорить о ценах на них. Лучшее, что может сделать владелец таких работ - сохранить их и передать в полном составе следующему поколению, которое, возможно, уже придет к какому-то выводу относительно 1970-х и их культурного наследия. Хотя есть риск и остаться на бобах: вывод запросто может оказаться неутешительным.