8 апр. 2008 г.

Поп-певица сорвала выставку


Что-то происходит непонятное, но дурно пахнущее. Обычно тишайшая художественная жизнь наполняется скандалами. Вот пожалуйста, очередной, совершенно идиотский.
В прошлую субботу, 5 апреля, в галерее Navicula Artis в петербургском арт-центре "Пушкинская, 10" открылась выставка Григория Ющенко (арт-группировка "Протез") под названием "Реклама наркотиков". "Протезы" - безбашенные панки с брутальной, эпатажной, полной чернющего юмора живописью, а серия "Реклама наркотиков", нарисованная на ворованных с афишных тумб плакатах, "рекламирует" то, что рекламировать нельзя, доводя до плоного абсурда рекламный прессинг медиа (сам Ющенко говорит, что выставка о медиа, а не о наркотиках). Это не первый показ серии "Реклама наркотиков": она была номинирована на Премию Кандинского 2007 года (вот страница проекта на сайте премии) и в рамках премии демонстрировалась в Москве, где не вызвала ничего, кроме одобрения. Например, "Независимая газета" очень радовалась: мол, пока такие провокативно-сатирические проекты делаются и выставляются, значит, "цензура еще не введена повсеместно".
Повсеместно не повсеместно, но выставка прожила три дня. Вчера вечером я получила от Григория Ющенко такое письмо (оно продублировано в его блоге):
"Только что мне позвонил Андрей Клюканов из Navicula Artis и сообщил, что журналисты с 5-го канала (которые присутствовали на открытии «Рекламы наркотиков») попросили разрешения еще поснимать на выставке, буквально полчаса, чтобы доделать репортаж. Андрей согласился и, как оказалось, совершенно зря, так как журналисты задумали провокацию. Провокация заключалась в том, что журналисты привели с собой исполнительницу Елену Ваенгу, афиша которой (кстати, измененная до абсолютной неузнаваемости, как и все остальные) использована в работе «Спиды». Ваенга устроила скандал, скомкав и уничтожив работу, а телевизионщики все это засняли. Плюс ко всему, при всем этом балагане также присутствовало высшее руководящее начальство «Пушкинской-10». В результате, их приказанием выставка была тут же закрыта и демонтирована. Андрей также сообщил мне, что телевизионщики забыли на месте действия конспект планируемого репортажа, из которого ясно, что провокация была задумана с самого начала, еще на открытии.Через 10 минут после этого мне звонят с «Пятого канала», говорят, чтобы я смотрел «Пятый канал» прямо сейчас, после чего бросают трубку. Включаю телевизор, через 5 минут вижу репортаж о выставке. В репортаже дело представлено так, будто «Елена Ваенга узнала о выставке от знакомых». Ваенга говорит: «Черт с ним, с моим лицом, но как можно открывать такую выставку, где рекламируют наркотики?». Также в репортаже присутствует некий юрист, утверждающий, что подобное использование афиш – подсудное дело и грозит такими-то такими-то статьями. После чего, сообщается, что выставку намерен посетить госнаркоконтроль – с целью выявить, действительно ли в выставке присутствует реклама наркотиков. Совершенно ясно, что весь скандал был с самого начала сфабрикован журналистами «Пятого канала».
А вот и репортаж:

Как подтвердил куратор Navicula Artis Глеб Ершов, журналисты действительно забыли на выставке конспект, из которого ясно видно, что скандал с поп-певичкой Ваенгой в главной роли был спланирован заранее. По словам Глеба, даже камера перед скандальной сценой была поставлена в отдалении от стены с работами, в расчете на "проход". Глеб и второй галерист "Навикулы" Андрей Клюканов пытались утихомирить певицу, предлагая ей ознакомиться с вывешенными там же, в зале, экспликацией и статьями о выставке из "Коммерсанта-Weekend" и "TimeOut Санкт-Петербург", но получили от певицы отказ в следующей форме: "Не буду я ничего читать, все эти статьи одни евреи пишут".
Что я могу сказать. Сфабрикованый скандал не заслуживает называться скандалом. Журналисты Пятого канала с культурным чутьем сельских скотников и певичка-истеричка, устроившая в галерее собственную пиар-акцию - это не ново и не удивительно, это скорее скучно. Что действительно скандально - так это поведение начальства "Пушкинской, 10", немедленно в пиказном порядке закрывшего выставку. Напомню, что "Пушкинская" имеет официальное название "Фонд "Свободная культура", а в дирекцию фонда входит (и был непосредственным автором приказа о закрытии) Юлий Рыбаков - бывший диссидент, известный правозащитник, в советские времена действительно боровшийся и немало пострадавший за эту самую свободу культуры. Такое поведение бывших нонконформистов - отвратительная трусость, поджимание хвоста при виде даже не реальной угрозы, а довольно беспомощной провокации. Бывшие героические борцы за независимость творчества с годами (и получением собственного здания) стали пугливы, как гимназистки, и на знамени их теперь написано "Как бы чего не вышло", а собственно искусство им до лампочки, в том числе и искусство, выставляющееся на подведомственной им площади.
Грустно это все и противно.

1 комментарий:

Alexander Hollander комментирует...

Для тех кто в танке - всё как надо.

Выставки как раз и должны сопровождаться такими скандалами, иначе о них никто не узнает и героев никто не запомнит.

Эх, дурачье, дурачье...