23 апр. 2008 г.

Пулеметная очередь в Русском музее и бомба в Мраморном дворце


Разные музеи берут за образец разные штуковины, а вот Русский Музей, очевидно, в качестве ролевой модели выбрал пулемет. И строчит очередями. На этой неделе открываются аж три выставки. Среда-четверг-пятница: ни дня без строчки, то есть без вернисажа. Сегодня открылась выставка графики из собрания княгини Тенишевой – большая и очень хорошая выставка рисунка и акварелей самого конца XVIII, полностью XIX и самого начала ХХ века. Мария Тенишева была одной из самых грамотных собирательниц в истории России, и в ее собрании даже на общем фоне коллекции ГРМ что ни работа – то жемчужина.
Завтра, в четверг, нам покажут Наше Всё, а именно большую выставку Главного Художника Всея Руси – Ивана Шишкина. Километры зачарованных лесных чащ и тропинок во ржи. Это тоже очень правильная выставка: во-первых, Шишкин уже настолько слился с образом национального достояния, что кроме национального достояния от него уже почти ничего не осталось в памяти народной, и совсем не вредно эту память освежить и посмотреть, что там есть у Шишкина помимо "Ржи" и "Утра в сосновом бору" с мишками. Во-вторых, я ценю в художниках честность. А Шишкин художник предельно честный. Природа с ее деревьями, травками, дымками и солнечными лучами была ему много милее людей, да и вообще живой натуры – и он никогда этого не скрывал, и людей избегал рисовать, а когда рисовал, рисовал с явным и честным отвращением, лишь намечая лица небрежными мазками, и даже знаменитых мишек на самом-то деле писал шишкинский ученик Савицкий на тщательно, с любовью и заботой выписанном самим Шишкиным фоне из сосновых стволов, мхов, папоротников и не передаваемого никакими репродукциями легчайшего утреннего тумана.
Но все это меркнет в сравнении в пятницей. 25 апреля в Мраморном дворце откроется большая ретроспектива Павла Никонова – шестидесятника, основоположника "Сурового стиля" (это такой смягченный советский вариант модернизма), лауреата Госпремии СССР и вообще советской арт-звезды. Выставка Никонова в Мраморном сенсационна. Она напрочь перечеркивает госпремию и Суровый стиль. Она показывает Никонова как мало того что отдельного, самостоятельного и гораздо более значительного, чем Суровый стиль, мастера – она показывает его как одного из самых крупных, не побоюсь этих слов, российских живописцев ХХ века и того огрызка XXI, что пока есть у нас. Живопись почти 80-летнего Никонова – новые, свежие большие холсты – это такой водоворот цвета и мощи, такой оргазм художественной свободы, что напрочь выносит мозг вместе со всеми словами и оставляет только восхищенный нечленораздельный рев. Несколько десятилетий подряд у нас под боком, оказывается, кипит и бурлит такой титан, а мы и не знаем. В общем, никоновская выставка в Мраморном станет одним из главных событий года, как говорят журналисты - "это бомба", и пропустить эту бомбу никак нельзя. Извините за неровный почерк.
Павел Никонов, кстати, не только жив, но и в отменной форме: в свои 78 он выглядит на 60, обладает здравым умом, крепкой памятью и острым языком. Поневоле задумаешься о том, что бог любит искусство. Что он не просто так наградил живописца долгой жизнью и крепким здоровьем умственным и телесным. И что живописец тоже явно это чувствует – и отрабатывает оказанное ему высокое доверие по полной.

Комментариев нет: