28 дек. 2007 г.

Вандализм на вандализме сидит и вандализмом погоняет


И вот еще новости: Бэнкси, по многим оценкам – современный британский художник №1, недавно посетил город Вифлеем (который находится на западном берегу реки Иордан, на спорных палестинских территориях) и там раскрасил своими знаменитыми граффити бетонную стену, отделяющую спорную территорию от Израиля. Граффити выполнены в фирменной манере художника, носят антивоенный характер и посвящены арабо-израильскому конфликту, его последствиям для Вифлеема и бессмысленности затянувшегося противостояния. Сюжеты – голубь мира, затянутый в бронежилет; трогательный крысенок (Бэнкси очень любит рисовать крыс, крыса – его сквозной персонаж), выползший из-под стены с рогаткой в лапках; военный патруль, пытающийся проверить документы даже у вьючного ослика; эвакуатор, увозящий танк, и т.п. – незатейливы, добродушны и используют расхожую риторику антивоенных плакатов. В общем, ни-че-го особенного. Миру-мир, нет войне, и никаких целующихся полицейских и прочих провокаций.
Так вот это преамбула, а амбула – арабское население Вифлеема сочло граффити оскорбительными для себя. Мы, мол, не ослы и не крысы, а гордые повстанцы. Работы британской звезды (которые, кстати, уже собирался купить американский коллекционер, предложивший немалые деньги за часть стены с рисунком) подверглись вандализму: кто-то их просто закрасил.
Во всей этой истории самое восхитительное, конечно, это игра смыслов в понятии "вандализм" и то, как меняются эти смыслы в зависимости от ситуации. Рисовать на стенах (кстати, госсобственности) – это вандализм или нет? А если это делает художник? А если не художник? А закрашивать нарисованное на стенах? А выламывать кусок государственной стены и умыкать себе в собственность? А в музей? А при таких обстоятельствах? А при сяких? По-моему, совершенно очаровательная переливчатая рябь значений.