23 дек. 2007 г.

Вечный вопрос о русской интеллигенции

Изучая ближайшие окрестности, то есть Blogspot/Blogger.com, я обнаружила блог редактора www.art-deadline.spb.ru Елизаветы Стрепетовой под названием "Возможности для художников". Елизавета делает нечто очень близкое по смыслу к моей некогда существовавшей колонке "Эффект присутствия" и к тому, что я делаю иногда здесь - мониторит стипендии, резиденции, гранты и прочие предложения художникам заработать, поучаствовать, поучиться.
И вот под этой ее репликой я с высоты своего многолетнего опыта этого дела не могу не подписаться: "Мой сайт и блог созданы в помощь художникам. Но недавний опрос в этом блоге показал, что почти половина из проголосовавших в конкурсах не участвуют никогда!Ладно бы не участвовали в сложных международных конкурсах, но когда предлагается выставка в Петербурге, в "Галерее Стекла", объявление месяц висит на сайте, а предложений от художников нет?! Это фантастика!"
И это правда. И в самом деле, почему?

7 комментариев:

FotoDepartament комментирует...

Анна, а каков Ваш опыт участия в международных резиденциях, премиях, грантах? Может быть, своим примером путь прокладывать? Как минимум кураторам и критикам. А ГЦСИ по роду своей деятельности помогает с заполнением заявок? Можно ли прийти к вам с придуманным проектом и получить консультацию, помощь в отправке заявки/работ и т.д.? Мне кажется, проблема именно в отсутствии хотя бы небольшой помощи в начале пути, дружеского или профессионального плеча. Мы постепенно начинаем такую поддержку оказывать (в фотодепартаменте), но специализируемся только на фотографии, может быть пока.

наблюдения комментирует...

Ну, я же не художник, так что для меня возможностей существенно меньше. Но без трэвел-грантов не смогла бы осуществить многие деловые поездки, которые потом привели к выставочным и прочим проектам.
Насчет "своим примером" и "помогать с заполнением" - ч в затруднении. Если люди сами не хотят себе перспектив - не вижу смысла разжпевывать и класть им в рот. "Помогать с заполнением" - ну что за детский сад, ей-богу! Нет, чисто по-человечески я готова проконсультировать художника, который плохо владеет английским (хотя тогда вопрос, как он намере плодотворно работать в англоязычной стране или в программе, где английский - рабочий язык), но официально продвигать и помогать... это все равно что помогать завязать шнурки или вытереть попу. Я идеалистка, я питаю надежду, что наши художники - взрослые и способные себя обслуживать. Тем более что если им самим ничего не нужно, то от навязанных услуг не будет толку.
Ме кажется, реальная проблема - в недостатке информации (не все знают, где ее искать, не все владеют языком в достаточной степени, чтобы прочесть условия участия). Информацию нужно переводить на русский и распространять. Но завлекать людей в те или иные инициативы, если у них самих нет желания - дохлый номер.

FotoDepartament комментирует...

Дело даже не в "подтирании попы", т.е. не в собственноручном заполнении заявки каждого пожелавшего подать на грант художника, естественно. каждый должен отвечать за себя и делать сам. Проблема мне видится больше в том, что кураторской поддержкой им заручиться негде, от этого в своих концепциях они пишут... ни о чем, мягко сказать. Либо вообще не знают как описать то, чем они занимаются, тот проект, что сделали. Консультационная и информационная деятельность арт-организаций, после налаживания информационных потоков о самих конкурсах, скорее всего должна покрывать отсутствие прорамм, курсов, лекций, а отсюда и знаний по написанию концепций, авторских и кураторских проектов и т.п. Может быть, хотя бы тут почаще делать ликбез, буквально приводя описание и разбор, как известных проектов, так и наоборот, первые попытки молодых.

наблюдения комментирует...

В целом Вы правы, хотя я все же уверена, что если у человека нет внутреннего стимула в чем-то участвовать, или его лень сильнее этого стимула, то никакими внешними призывами его в карьеру не заманишь. Опять же, если конкретному индивидуальному художнику хочется написать заявку, но он не может чего-то сформулировать - ничто не мешает ему обратиться к знакомому куратору (ко мне например) и по-дружески, за чашкой чая... Я никогда не отказываю в помощи в таких делах.
Обучать централизованно, проводить семинары, регулярные обзоры новых предложений - почему нет? Но я не знаю институции, за вычетом разве что ПроАрте, которая занималась бы просвещением художников и околохудожественной общественности. И главное - я не вижу в самой общественности достаточного интереса к этому делу (по крайней мере по своему опыту ведения "Эффекта Присутствия" и похожих проектов). Хотя, может быть, я излишне пессимистична. Если бы у меня под рукой была институция, которой интересно было бы вести такие занятия с моей помощью, я бы наверняка не стала отказываться. Хотя и считаю, что при желании каждый может разобраться с проблемой самостоятельно.

наблюдения комментирует...

Кстати, Fotodepartament, спасибо за ваш блог, я с удовольствием его читаю.

FotoDepartament комментирует...

Анна, спасибо, что отмечаете наш блог и читаете, приятно! Правда, активности ему не достает, с нашей стороны, буду стараться чаще писать, т.к. есть о чем, насущных вопросов в фотографии тоже хватает.
А в ситуации, когда Вы не всех художников знаете и они не знают Вас и за чашкой чая вроде как не посидеть? ;) У нас фотографы молодые - по 18-20 лет, глупо ждать от них глубоких концептуальных текстов, при этом они интуитивно делают потрясающие вещи. А объяснить в требованиях грантовых и конкусных проектов не могут, это и не реально почти, если примеров не видели, не читали, нитоне показал. Увы, всему нужно учиться, хотя бы немного, да и пример все же заразителен. И обратиться, как правильно замечате, некуда, кроме как в ПроАрте, и то не за частными консультациями.
Мы думаем над серией открытых лекций по написанию грантов, проектов, заявок, надеюсь, Анна, не откажетесь поучаствовать, поделиться опытом? Как созреем отдельно напишу. А ГЦСИ все же подобное не планирует? Надя Шереметова (она же nadya_sherye)

наблюдения комментирует...

Надя, ГЦСИ, к сожалению не может планировать ни это, ни что-либо подобное, пока у него не собственного помещения. Регулярную образовательную деятельность все-таки можно осуществлять только в своих стенах.
Если надумаете делать что-то подобное - я буду рада участвовать, но сразу предупреждаю, что фотографическая специфика - не моя область, и я в ней не сильна. Так что я скорее по общим вопросам.
Если получится сотрудничество с ПроАрте (они вроде на что-то подобное туманно намекали), предложу им тоже.