23 апр. 2008 г.

Пулеметная очередь в Русском музее и бомба в Мраморном дворце


Разные музеи берут за образец разные штуковины, а вот Русский Музей, очевидно, в качестве ролевой модели выбрал пулемет. И строчит очередями. На этой неделе открываются аж три выставки. Среда-четверг-пятница: ни дня без строчки, то есть без вернисажа. Сегодня открылась выставка графики из собрания княгини Тенишевой – большая и очень хорошая выставка рисунка и акварелей самого конца XVIII, полностью XIX и самого начала ХХ века. Мария Тенишева была одной из самых грамотных собирательниц в истории России, и в ее собрании даже на общем фоне коллекции ГРМ что ни работа – то жемчужина.
Завтра, в четверг, нам покажут Наше Всё, а именно большую выставку Главного Художника Всея Руси – Ивана Шишкина. Километры зачарованных лесных чащ и тропинок во ржи. Это тоже очень правильная выставка: во-первых, Шишкин уже настолько слился с образом национального достояния, что кроме национального достояния от него уже почти ничего не осталось в памяти народной, и совсем не вредно эту память освежить и посмотреть, что там есть у Шишкина помимо "Ржи" и "Утра в сосновом бору" с мишками. Во-вторых, я ценю в художниках честность. А Шишкин художник предельно честный. Природа с ее деревьями, травками, дымками и солнечными лучами была ему много милее людей, да и вообще живой натуры – и он никогда этого не скрывал, и людей избегал рисовать, а когда рисовал, рисовал с явным и честным отвращением, лишь намечая лица небрежными мазками, и даже знаменитых мишек на самом-то деле писал шишкинский ученик Савицкий на тщательно, с любовью и заботой выписанном самим Шишкиным фоне из сосновых стволов, мхов, папоротников и не передаваемого никакими репродукциями легчайшего утреннего тумана.
Но все это меркнет в сравнении в пятницей. 25 апреля в Мраморном дворце откроется большая ретроспектива Павла Никонова – шестидесятника, основоположника "Сурового стиля" (это такой смягченный советский вариант модернизма), лауреата Госпремии СССР и вообще советской арт-звезды. Выставка Никонова в Мраморном сенсационна. Она напрочь перечеркивает госпремию и Суровый стиль. Она показывает Никонова как мало того что отдельного, самостоятельного и гораздо более значительного, чем Суровый стиль, мастера – она показывает его как одного из самых крупных, не побоюсь этих слов, российских живописцев ХХ века и того огрызка XXI, что пока есть у нас. Живопись почти 80-летнего Никонова – новые, свежие большие холсты – это такой водоворот цвета и мощи, такой оргазм художественной свободы, что напрочь выносит мозг вместе со всеми словами и оставляет только восхищенный нечленораздельный рев. Несколько десятилетий подряд у нас под боком, оказывается, кипит и бурлит такой титан, а мы и не знаем. В общем, никоновская выставка в Мраморном станет одним из главных событий года, как говорят журналисты - "это бомба", и пропустить эту бомбу никак нельзя. Извините за неровный почерк.
Павел Никонов, кстати, не только жив, но и в отменной форме: в свои 78 он выглядит на 60, обладает здравым умом, крепкой памятью и острым языком. Поневоле задумаешься о том, что бог любит искусство. Что он не просто так наградил живописца долгой жизнью и крепким здоровьем умственным и телесным. И что живописец тоже явно это чувствует – и отрабатывает оказанное ему высокое доверие по полной.

Бабки гони, или новости юриспруденции

"Коммерсантъ" сообщает: Художники будут получать деньги не только с продажи, но и с каждой последующей перепродажи своих работ - новые "Правила выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства" утверждены российским правительством.
Художники, давайте следите за судьбой своих бессмертных творений - куда, кому и главное почём.

11 апр. 2008 г.

Анна Альчук нашлась. Мертвой.

Как сообщает RBC, пропавшая две недели назад художница и поэтесса Анна Альчук найдена мертвой в Берлине. Обстоятельства смерти более чем темные.
Соболезнования родственикам и всем нам.

8 апр. 2008 г.

"Я требую продолжения банкета!"

Какая же.... не будем говорить кто экс-диссидент Юлий Рыбаков. Значит, выставка закрыта за недостаточную художественность, ага.
Вот второй репортаж, почему-то я не могу вставить его в блог.
Я понимаю, что автор скандальных работ - безбашенный панк и ему все до лампочки. Но если инцидент хоть как-то повлияет на статус никоим боком не протестной галереи "Navicula Artis", это будет большая и, главное, неоправданная потеря для всего города Петербурга. У нас и так современных галерей - по пальцам одной руки пересчитать.

К предыдущему


Куратор галереи Navicula Artis Андрей Клюканов вызван на беседу в петербургский офис Госнаркоконтроля.

Поп-певица сорвала выставку


Что-то происходит непонятное, но дурно пахнущее. Обычно тишайшая художественная жизнь наполняется скандалами. Вот пожалуйста, очередной, совершенно идиотский.
В прошлую субботу, 5 апреля, в галерее Navicula Artis в петербургском арт-центре "Пушкинская, 10" открылась выставка Григория Ющенко (арт-группировка "Протез") под названием "Реклама наркотиков". "Протезы" - безбашенные панки с брутальной, эпатажной, полной чернющего юмора живописью, а серия "Реклама наркотиков", нарисованная на ворованных с афишных тумб плакатах, "рекламирует" то, что рекламировать нельзя, доводя до плоного абсурда рекламный прессинг медиа (сам Ющенко говорит, что выставка о медиа, а не о наркотиках). Это не первый показ серии "Реклама наркотиков": она была номинирована на Премию Кандинского 2007 года (вот страница проекта на сайте премии) и в рамках премии демонстрировалась в Москве, где не вызвала ничего, кроме одобрения. Например, "Независимая газета" очень радовалась: мол, пока такие провокативно-сатирические проекты делаются и выставляются, значит, "цензура еще не введена повсеместно".
Повсеместно не повсеместно, но выставка прожила три дня. Вчера вечером я получила от Григория Ющенко такое письмо (оно продублировано в его блоге):
"Только что мне позвонил Андрей Клюканов из Navicula Artis и сообщил, что журналисты с 5-го канала (которые присутствовали на открытии «Рекламы наркотиков») попросили разрешения еще поснимать на выставке, буквально полчаса, чтобы доделать репортаж. Андрей согласился и, как оказалось, совершенно зря, так как журналисты задумали провокацию. Провокация заключалась в том, что журналисты привели с собой исполнительницу Елену Ваенгу, афиша которой (кстати, измененная до абсолютной неузнаваемости, как и все остальные) использована в работе «Спиды». Ваенга устроила скандал, скомкав и уничтожив работу, а телевизионщики все это засняли. Плюс ко всему, при всем этом балагане также присутствовало высшее руководящее начальство «Пушкинской-10». В результате, их приказанием выставка была тут же закрыта и демонтирована. Андрей также сообщил мне, что телевизионщики забыли на месте действия конспект планируемого репортажа, из которого ясно, что провокация была задумана с самого начала, еще на открытии.Через 10 минут после этого мне звонят с «Пятого канала», говорят, чтобы я смотрел «Пятый канал» прямо сейчас, после чего бросают трубку. Включаю телевизор, через 5 минут вижу репортаж о выставке. В репортаже дело представлено так, будто «Елена Ваенга узнала о выставке от знакомых». Ваенга говорит: «Черт с ним, с моим лицом, но как можно открывать такую выставку, где рекламируют наркотики?». Также в репортаже присутствует некий юрист, утверждающий, что подобное использование афиш – подсудное дело и грозит такими-то такими-то статьями. После чего, сообщается, что выставку намерен посетить госнаркоконтроль – с целью выявить, действительно ли в выставке присутствует реклама наркотиков. Совершенно ясно, что весь скандал был с самого начала сфабрикован журналистами «Пятого канала».
А вот и репортаж:

Как подтвердил куратор Navicula Artis Глеб Ершов, журналисты действительно забыли на выставке конспект, из которого ясно видно, что скандал с поп-певичкой Ваенгой в главной роли был спланирован заранее. По словам Глеба, даже камера перед скандальной сценой была поставлена в отдалении от стены с работами, в расчете на "проход". Глеб и второй галерист "Навикулы" Андрей Клюканов пытались утихомирить певицу, предлагая ей ознакомиться с вывешенными там же, в зале, экспликацией и статьями о выставке из "Коммерсанта-Weekend" и "TimeOut Санкт-Петербург", но получили от певицы отказ в следующей форме: "Не буду я ничего читать, все эти статьи одни евреи пишут".
Что я могу сказать. Сфабрикованый скандал не заслуживает называться скандалом. Журналисты Пятого канала с культурным чутьем сельских скотников и певичка-истеричка, устроившая в галерее собственную пиар-акцию - это не ново и не удивительно, это скорее скучно. Что действительно скандально - так это поведение начальства "Пушкинской, 10", немедленно в пиказном порядке закрывшего выставку. Напомню, что "Пушкинская" имеет официальное название "Фонд "Свободная культура", а в дирекцию фонда входит (и был непосредственным автором приказа о закрытии) Юлий Рыбаков - бывший диссидент, известный правозащитник, в советские времена действительно боровшийся и немало пострадавший за эту самую свободу культуры. Такое поведение бывших нонконформистов - отвратительная трусость, поджимание хвоста при виде даже не реальной угрозы, а довольно беспомощной провокации. Бывшие героические борцы за независимость творчества с годами (и получением собственного здания) стали пугливы, как гимназистки, и на знамени их теперь написано "Как бы чего не вышло", а собственно искусство им до лампочки, в том числе и искусство, выставляющееся на подведомственной им площади.
Грустно это все и противно.