28 дек. 2007 г.

Вандализм на вандализме сидит и вандализмом погоняет


И вот еще новости: Бэнкси, по многим оценкам – современный британский художник №1, недавно посетил город Вифлеем (который находится на западном берегу реки Иордан, на спорных палестинских территориях) и там раскрасил своими знаменитыми граффити бетонную стену, отделяющую спорную территорию от Израиля. Граффити выполнены в фирменной манере художника, носят антивоенный характер и посвящены арабо-израильскому конфликту, его последствиям для Вифлеема и бессмысленности затянувшегося противостояния. Сюжеты – голубь мира, затянутый в бронежилет; трогательный крысенок (Бэнкси очень любит рисовать крыс, крыса – его сквозной персонаж), выползший из-под стены с рогаткой в лапках; военный патруль, пытающийся проверить документы даже у вьючного ослика; эвакуатор, увозящий танк, и т.п. – незатейливы, добродушны и используют расхожую риторику антивоенных плакатов. В общем, ни-че-го особенного. Миру-мир, нет войне, и никаких целующихся полицейских и прочих провокаций.
Так вот это преамбула, а амбула – арабское население Вифлеема сочло граффити оскорбительными для себя. Мы, мол, не ослы и не крысы, а гордые повстанцы. Работы британской звезды (которые, кстати, уже собирался купить американский коллекционер, предложивший немалые деньги за часть стены с рисунком) подверглись вандализму: кто-то их просто закрасил.
Во всей этой истории самое восхитительное, конечно, это игра смыслов в понятии "вандализм" и то, как меняются эти смыслы в зависимости от ситуации. Рисовать на стенах (кстати, госсобственности) – это вандализм или нет? А если это делает художник? А если не художник? А закрашивать нарисованное на стенах? А выламывать кусок государственной стены и умыкать себе в собственность? А в музей? А при таких обстоятельствах? А при сяких? По-моему, совершенно очаровательная переливчатая рябь значений.

Копирайт на пирамиды


Если бы существовала премия за самый идиотский законопроект года, ее однозначно получило бы правительство Египта, которое, по сообщению Guardian, рассматривает законопроект о введении копирайта на изображение пирамид и прочих египетских древностей. То есть любое воспроизведение таких изображений (вот как на картинке наверху) по этому закону должно будет облагаться роялти. Даже для частного просмотра.
Как именно египетские власти намерены гоняться по всему миру за каждой фотографией, египетские власти не уточняют.
Мало что способно так развращать страну, как наличие в ней статусных достопримечательностей и, как следствие, постояный поток туристов. Разве только халявные нефть и газ.

27 дек. 2007 г.

Сиськи Сэм Тэйлор-Вуд теперь принадлежат народу


Уникальное событие: звезда современного искусства сфотографировалась голой для модного глянцевого журнала! Уникальность, разумеется, не в том, что художница разделась, а в том, что глянцевый журнал захотел ее раздетую напечатать. Итак, барабанная дррррробь! - Сэм Тэйлор-Вуд, одна из самых успешных художниц поколения Young British Artists, позирует обнаженной для британского Harper's Bazaar. Нельзя не отметить, что голая Тэйлор-Вуд просто великолепна.
Номер Harper's Bazaar, где опубликованы фото Сэм, посвящен теме тела - Сэм Тэйлор-Вуд, действительно, идеальный собеседник для разговора о теле, и как художник (ее работы постоянно пытаются прорваться через вязкую невнятность взаимосвязи поверхности и лежащей под ней материальной толщи, внешности и плоти), и как человек (длинноногая блондинка - в реальной жизни сорокалетняя женщина, родившая двоих детей и дважды болевшая раком). Полагаю, для нее самой съемка обнаженной тоже была неким персональным проектом, необходимым ей и как психологический эксперимент, и как некая личная психотерапия. Но интереснее рассматривать событие (и саму голую Сэм) с точки зрения зрителя, а не модели.
Событие, повторяю, уникальное: раз в тыщу лет звезды современного искусства становятся звездами "по-настоящему", чтобы любовь миллионов и фотосессии в глянцевых журналах. Современное искусство - штуковина, во-первых, все-таки слишком замороченная, непонятная и некомфортная, чтобы вписываться в общий поток entertainment, а во-вторых, эту свою отделенность от общего потока попсы сама изо всех сил поддерживающая. Узок наш круг, страшно далеки мы от народа, и от попыток с ним сблизиться бежим, как черт от ладана. Потому и светлый образ героев искусства освещает путь избранным, но до сих пор вроде бы художественные сиськи не возбуждали массового потребителя. Но времена меняются, границы разрушаются, рвы засыпаются, и вот уже арт-звезды смело вступают на общую стезю.
Однако мне не кажется, что у этого дела есть какое-то будущее. Мне кажется, голая фотосессия Тэйлор-Вуд - все же курьез, а не часть тенденции. Рынок современного искусства (и символический, и денежный) слишком завязан на фактор элитарности искусства, он - ключевой агент и залог успеха искусства. Искусству необходимо поддерживать разрыв между собой (с примкнувшими ценителями) и толпой, Харпер'с Базаром, глянцевыми сиськами и большими тиражами. Иначе оно теряет товарный вес, напрямую зависящий от элитарности и недлявсехности, а главное - неизбежно и очень быстро проигрывает конкурентам, постоянно проживающим в данной - чужой для него - области.

Куда пойти - 2

Еще на тему "Куда пойти и что посмотреть в 2008": The Times опубликовала всемирный Top-10 выставок будущего года.

25 дек. 2007 г.

Куда податься

Пришел очередной Artservis - рассылка, на которую я очень рекомендую подписаться всем, кого интересуют возможности собственного развития в мировом масштабе. Сегодняшний улов:
- Фестиваль Pixelache, который на этот раз состоится в Хельсинки марте 2008, приглашает к участию. Дедлайна нет, но если вы хотите вписаться в Pixelache-2008, имеет смысл поторопиться.
- Очень статусный словенский интеллектуал и куратор Игорь Забел, одна из немногих оставшихся в Словении звезд "Золотых 90-х Любляны", объявляет конкурс кураторских проектов для люблянского Музея современного искусства Moderna Galerija - пишите туда до 1 февраля.
- Шведская грантовая программа Visby предоставляет прямо-таки тепличные условия студентам, аспирантам, докторантам, исследователям - короче, всем, кто вписан в академическую парадигму, - в любых областях знаний. До 1 марта.
- Как всегда, в очень хорошую резиденцию в Нью-Йорке приглашает Triangle Arts Association - подача до 15 февраля.
- А до 3 марта 18-й международный видеофестиваль в Бохуме, Германия, ждет заявок от всех желающих.
Успехов. Не ленитесь.

23 дек. 2007 г.

Вечный вопрос о русской интеллигенции

Изучая ближайшие окрестности, то есть Blogspot/Blogger.com, я обнаружила блог редактора www.art-deadline.spb.ru Елизаветы Стрепетовой под названием "Возможности для художников". Елизавета делает нечто очень близкое по смыслу к моей некогда существовавшей колонке "Эффект присутствия" и к тому, что я делаю иногда здесь - мониторит стипендии, резиденции, гранты и прочие предложения художникам заработать, поучаствовать, поучиться.
И вот под этой ее репликой я с высоты своего многолетнего опыта этого дела не могу не подписаться: "Мой сайт и блог созданы в помощь художникам. Но недавний опрос в этом блоге показал, что почти половина из проголосовавших в конкурсах не участвуют никогда!Ладно бы не участвовали в сложных международных конкурсах, но когда предлагается выставка в Петербурге, в "Галерее Стекла", объявление месяц висит на сайте, а предложений от художников нет?! Это фантастика!"
И это правда. И в самом деле, почему?

Чем сердце успокоится, или Куда пойти в Петербурге

Эрмитаж вывесил у себя на сайте план выставок на 2008 год (реально их будет раза в три больше, это первая прикидка, точнее, плод работы самых обязательных отделов ГЭ, которые уже сейчас сформировали свои планы на наступающий год). Надо отметить, что самыми обязательными оказались специалисты по современному искусству - его в плане много.
Помимо уже анонсированного бриллиантового черепа Дэмиана Хирста (чье название For The Love Of God почему-то переводят буквально, "Ради любви к богу", хотя мне более правомерным кажется перевод, соответствующий смыслу этого английского восклицания - "Ради всего святого"), нас ждут такие звезды, как Чак Клоуз (февраль) и Дэн Флавин (июль). Кроме того, кто-то в Эрмитаже начал энергичную музеификацию отечественного актуального искусства: анонсированы выставки Тимура Новикова (очень хочу узнать, кто и, главное, как и почему вырвал этот кусок изо рта Русского Музея, считающегося чуть не монополистом в отношении Новикова) и Бориса Смелова. Не из актуального искусства будут интересные выставки группы "Мост", "Товарищество пролетарского искусства" и "Пещеры тысячи будд" - все как одна в самом конце года. Отвратительный петербургский климат определяет сезонную динамику местной культурной жизни, которая летом гаснет: петербуржцы яростно ловят каждую секунду тепла, и им не до выставок; зато зимой у них все так, что либо сразу вешаться, либо влачить бледные и закутанные тела в храмы духа.
Второй петербургский храм духа - Русский Музей - поступает прагматично, планов дальше февраля не строит и ничего такого особенного, за исключением "большого Куинджи" под этот Новый год, не обещает.

20 дек. 2007 г.

Кирилл Шаманов, питерский художник одного проекта (Шаманову принадлежит хороший проект "Ноль рублей" и его реплика "1 у.е.", и с тех пор Шаманов затих и ничем себя не прославил) выложил в Сеть занятный проект "Мое покаяние А. Тер-Оганяна".


Понятно, по мотивам вот этого, этого и этого.

13 дек. 2007 г.

Дорогие молодые художники,
Амстердамская Rijksakademie объявляет прием заявок на годовую residence на 2009 г.
В свое время там учились Ольга Чернышева, Антон Ольшванг и, возможно, кто-то еще. Это интересно и полезно.
Дедлайн 1 февраля.

4 дек. 2007 г.

Событие дня - премия Тернера, присужденная в этом году Марку Уоллинджеру. В своих видео Уоллинджер - это такой Тарковский от искусства, на редкость философичный и лирический видеохудожник. Однако премию Тернера он получил за абсолютно политическую и диссидентскую инсталляцию "Государство Великобритания", смысл которой - разгромная критика британского правительства.
Из прочего - Daily Telegraph поет осанну русским коллекционерам-"пылесосам", сметающим весь ассортимент всех художественных и особенно антикварных аукционов; кинозвезда Брэд Питт по собственной инициативе нанимает 13 ведущих архитектурных бюро и заказывает им проекты нового строительства в разрушенном ураганом и наводнением Новом Орлеане; тем временем скульптор Джейсон Тэйлор подходит к проблеме с другой стороны и строит сад скульптур под водой; в Москве через пару часов после этой публикации объявят лауреатов премии Кандинского, а автор Artopsy берет краткий отпуск. Я уезжаю в Дюссельдорф и не буду вести блог оттуда. До встречи через неделю.

3 дек. 2007 г.

Собрать бы книжки все и...


Guardian сообщает, что Британская библиотека (чей девиз, кстати, звучит как "Все знания мира", а фонды насчитывают 13 млн книг, 920 тыс. журналов, 57 млн патентов и 3 млн звукозаписей) строит в Йоркшире огромный склад. Точнее, это гробница, саркофаг и мавзолей. На складе будут храниться книги, которые никто не читает (невостребуемые и маловостребуемые из основных фондов Библиотеки). Там, заключенные в пластиковые кейсы, при пониженной влажности и оптимально низком содержании кислорода, они будут спать вечным сном.
Да, такое часто бывает с обладателями обширных знаний: рано или поздно они осознают, что часть этих знаний является совершенно никчемной.
Джефф Мано, который покорен этой мощной и мрачной новостью не меньше, чем я, разразился в архитектурном блоге BLDGBLG большой статьей о природе и судьбе человеческого знания вообще и их связи с архитектурой в частности.