14 февр. 2008 г.

Вдогонку к Инновации

Мой призыв рассказать, кого и чего не хватает в шорт-листе Инновации, не вызвал энтузиазма читателей, о чем я очень сожалею.
Однако не читатель, а коллега Сергей Хачатуров во "Времени новостей" отметился весьма острой статьей на эту самую тему.

11 февр. 2008 г.

Инновация: шорт-лист


Опубликован (на полуживом gif.ru, например) шорт-лист премии "Инновация" – российской премии в области современного искусства, утвержденной ГЦСИ. Окончательное решение жюри будет оглашено через месяц.

Итак, финалисты:

ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
1. ВИКТОР АЛИМПИЕВ (Москва). "Мое дыхание" Двухканальная видеоинсталляция.
2. ЮРИЙ АЛЬБЕРТ (Москва- Кельн). "Выставка". Инсталляция.
3. АНТОН ЛИТВИН (Москва). "Белый. Серый. Черный". Серия фотографий.
4. АНДРЕЙ МОНАСТЫРСКИЙ (Андрей Сумнин) (Москва). "Мурманский" ("История тьмы"). Инсталляция.
5.Группа "СИНИЙ СУП" (Алексей Добров, Даниил Лебедев, Александр Лобанов, Валерий Патконен) (Москва). "Озеро". Видеоинсталяция.
КУРАТОРСКИЙ ПРОЕКТ
1.АНТОНИО ДЖЕУЗА (Москва). "История Российского Видеоарта – Том 1". Выставка.
2. ИРИНА КАРАСИК, МАРГАРИТА КОСТРИЦ (Санкт-Петербург). "Приключения черного квадрата". Выставка.
3. ОЛЕГ КУЛИК (Москва). "Верю". Выставка.
4. ОЛЬГА ЛОПУХОВА (Москва). "Это не еда". Выставка.
5. ВИТАЛИЙ ПАЦЮКОВ (Москва). "То, что мы слышим, то что смотрит на нас. Визуальная акустика". Выставка.
ТЕОРИЯ, КРИТИКА, ИСКУССТВОЗНАНИЕ
1. ЕКАТЕРИНА АНДРЕЕВА (Санкт-Петербург). "Постмодернизм: Искусство второй половины ХХ – начала XXI века". Монография. СПб.:Азбука-классика, 2007.
2. ЕВГЕНИЯ КИКОДЗЕ (Москва). "Урбанистический формализм". М., Издательская программа "Интерроса", 2007.
3. АНДРЕЙ КОВАЛЕВ (Москва). "Российский акционизм. 1990-2000". Альбом. Москва, Agey Tomesh/WAM, 2007.
4. ВЛАДИМИР ЛЕВАШОВ (Москва). "Лекции по истории фотографии". Н.Новгород, Нижегородский филиал ГЦСИ, 2007.
5. АЛЕКСАНДРА ОБУХОВА (Москва). "Arte Contro – Искусство против. Поиски в русском искусстве с 1950 по настоящее время. Произведения из коллекции Фонда Сандретти". Каталог. Италия, Skira, 2007
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
1. НИКОЛАЙ ДЕМИДОВ, АЛЕКСАНДР ДУДНИК, ИЛЬЯ ПЕРМЯКОВ, ЯРОСЛАВ ХОХЛОВ (Волгоград). "Видеология 2007" Международный фестиваль аудио-визуальных искусств. Волгоград.
2. СЕРГЕЙ КОВАЛЕВСКИЙ (Красноярск). "Чертеж Сибири". VII Красноярская музейная биеннале. Красноярск.
3. НЕЛЯ И РОМАН КОРЖОВЫ (Самара). "Дом: между Европой и Азией". V Ширяевская биеннале современного искусства с.Ширяево, Самарская область.
4. АРСЕНИЙ СЕРГЕЕВ (Екатеринбург). "Длинные истории Екатеринбурга". Паблик арт фестиваль. 5 лет. Екатеринбург.
5. ВИКТОР ШАЛАЙ, СВЕТЛАНА РУСНАК (Владивосток). "Лабиринты острова Русский". Фестиваль land-arta Остров Русский, форт Поспелова. Владивосток.
НОВАЯ ГЕНЕРАЦИЯ
1. ПЕТР БЫСТРОВ, АЛЕКСЕЙ БУЛДАКОВ (Москва). "Вечеринки без трусов / Pantless Рartie". Видеофильм.
2. АЛЕКСЕЙ БУЛДАКОВ (Москва). "Crash Test" Видеоинсталляция.
3. АНЯ ЖЕЛУДЬ (Анна Желудковская). (Москва). "Музей меня", Инсталляция.
4. ИРИНА КОРИНА (Москва). ":-)) ". Серия объектов.
5. ИЛЬЯ ТРУШЕВСКИЙ (Москва). "Метро". Видеоинсталляция.

Ну что, будем делать ставки? Мой прогноз таков: за визуальное искусство – Монастырский, не столько даже за инсталляцию "Мурманский", сколько вообще "за засуги". Из пяти кандидатов он как-никак единственный живой классик. Куратор – Джеуза. Кулик все же слишком примелькавшаяся фигура, о "Верю!" слишком много говорили в прошлом году, проект слишком громкий – есть какой-то предел паблисити, когда оно перестает помогать и начинает мешать автору. Не могу с уверенностью говорить о шансах проектов Ольги Лопуховой и Виталия Пацюкова, проектов вполне достойных, но даже я не могу оценить, как может повлиять на окончательное решение жюри тот факт, что и Пацюков, и Лопухова работают на организацию-учредителя премии. Темна вода во облацех. Критика – мой голос однозначно за "Акционизм" Андрея Ковалева, хотя "Лекции по истории фотографии" Владимира Левашова тоже заслуживают всяческого признания (это первая современная, да и вообще первая история фотографии, написаная на русском и, что еще важнее, написанная программно "из России"), а "Постмодернизм" Екатерины Андреевой отчаянно пытается сооветствовать западным стандартам академического исследования в области теории искусства на российской почве, где арт-критика вообще отсутствует в академической системе, и уже потому достоин всяческого признания. О региональных проектах судить могу с трудом, не видев ни одного из них живьем, но прогнозирую победу Ширяевской биеннале. Наконец, "молодежную премию" скорее всего получит Ирина Корина – и повторится прошлогодняя история, когда ее получила никак уж не "начинающая" Елена Ковылина: Корина гораздо более самостоятельный, взрослый и статусный художник, чем ее сокамерники по номинации. Даже бывшие "Радеки" Булдаков и Быстров, хоть и ее как минимум ровесники, в силу своего маргинального имиджа представляются салагами на фоне "заслуженной молодой художницы" Кориной.
Эти варианты кажутся мне наиболее предсказуемыми. Но мне интересно ваше, уважаемые читатели, мнение. И не по вопросу "Кому дадут?". А по вопросу: ""Кого не хватает в этом списке?"

7 февр. 2008 г.

Угадай художника

"All You Need Is Love", 2006
Кто автор этого сердца?




Джеф Кунс, дружно выдохнули все. А вот и нет!
Это опять Дэмиан Херст. Работа будет выставлена на аукцион Sotheby's "RED", о котором Artopsy уже недавно писал (про гибрид Херста и Бэнкси). Херст косит под Кунса, Бэнкси переиначивает Херста... не аукцион, а маскарад художников.

4 февр. 2008 г.

Копать запрещается


MAN сообщает аж о двух последовательных случаях угрозы произведениям лэнд-арта. Во-первых, в опасности самая известная лэнд-работа – "Спиральная дамба" (Spiral Jetty) Роберта Смитсона на Большом Соленом Озере в штате Юта. Увы, случилось самое страшное: под озером нашли нефть. Планируются разработки, и в ближайшее время Дамба – огромная спираль, свернувшаяся, как змея, на озерной глади – будет в лучшем случае окружена нефтяными вышками, которые испоганят к черту весь пейзаж вокруг и разрушат единство искусства и природы, а в худшем ее просто не станет. Об этом с подачи MAN уже неделю трубят все американские культурные блоги и пресса, Общество друзей Большого Соленого Озера бьет тревогу, собираются подписи в защиту дамбы и против бурения рядом с ней – и на самом деле очень интересно, сможет ли общественный протест победить громыхающую поступь Большого Бабла.
Практически одновременно с дамбой под угрозой оказался и другой известный лэнд-арт – "Сдвиг" (Shift) минималиста-гигантомана Ричарда Серра в Онтарио: гигантский каменный зигзаг. Фирма Great Gulf Group, владеющая землей, на которой расположен "Сдвиг", обратилась к местной администрации с просьбой снять со "Сдвига" охранный статус. Great Gulf Group ведет активное жилое строительство на прилегающей территории и, хотя никаких намерений что-то делать со "Сдвигом" она еще не обнародовала, общественность уже беспокойно шевелится.